Золотой Алдан планировали полностью включить в систему «Дальстроя» и ГУЛАГа

Золотой Алдан планировали полностью включить в систему «Дальстроя» и ГУЛАГа

09.04.2024 0 Автор admin

100 лет назад, 7 апреля 1924 года был образован Якутский государственный золотопромышленный трест «Якзолтрест», со временем – будущий «Алданзолото».

Добыча золота для молодой Советской республики была крайне важна, золото считалось стратегическим сырьем. Деньги от его продажи и сам драгметалл шли на покупку техники и промышленного оборудования для будущих пятилеток и индустриализации.

В каких условиях добывалось золото в якутской тайге на алданских золотых приисках – об этом свидетельствуют архивные документы.


Золото на Алдане добывали китайцы и корейцы

Спустя полгода после образования, «Якзолтрест» в ноябре 1924 года был реорганизован в «Алданзолото». В связи с богатыми золотоносными месторождениями Алдана и перспективами их разработок по добыче золота (в 1920-е годы они считались одними из богатейших месторождений в мире), в июне 1925 года был образован трест «Алданзолото» союзного значения. Государство решило навести порядок в стихийной добыче драгметалла, установив государственный контроль над добычей золота.

Кандидат исторических наук, доцент Егор Антонов:

«В 1920-х годах на Алдане, (и даже еще до революции 1917 года), произошла настоящая золотая лихорадка, сравнимая с аналогичной в Северной Америке. Прослышав про богатый золотом район, на Алдан начали массово прибывать старатели из регионов России, даже из Китая и Кореи, которые вели стихийную добычу золота. Конечно, в этом плане пробраться на золотые месторождения Колымы старателям было сложнее, а Алдан был ближе».

«…Склады ломятся от продуктов и товаров, а на Алдане рабочие недоедают»


Казалось бы, после реорганизации и придании статуса союзного подчинения, трест «Якутзолото» не должен был испытывать сложности, в т.ч. в поставках промышленной техники и оборудования, в снабжении материалами и продуктами. Но на практике, оказалось, наоборот.

Весной 1933 года член Центральной Контрольной Комиссии ВКП(б) Степан Васильев по итогам поездки в Алданский район подготовил записку на имя самого Сталина. В ней Васильев отметил и обратил внимание руководства СССР на плохое снабжение треста союзного значения по добыче золота.

По итогам поездки на Алданские месторождения, ознакомившись с положением дела на местах, С.В.Васильев констатировал: «Ознакомился с состоянием Ларинской (сейчас – Большой Невер) базы «Главзолото». База назначена исключительно для перевозки грузов по Якутско-Амурской магистрали предприятиям «Якутзолота». Однако эта база ни в какой мере не оправдывает своего назначения. Она существует больше всего для себя – живет, кормится и жрет за счет фондов, отпускаемых золотым предприятиям.

…В одном только небольшом Ларинске открыты 5 магазинов, которые снабжают этих бездельников и паразитов лучшим ассортиментом товаров, и первосортными продуктами. Выдаются они без контроля, без учета, налево и направо.

Побольше хапать, жрать и ничего не делать! Такое впечатление от этой колонии паразитов.

Между тем на Алдане от бескормицы в эту зиму пропали 750 лошадей, а здесь лежит целый склад ячменного фуража. Склады в Ларинске ломятся от мясных и рыбных консервов, от сливочного масла, сухофруктов. А на Алдане рабочие страдают цингой от недостатка продуктов и недоедания. Там не хватает обуви, не в чем спуститься в шахту. А на складах лежат сапоги и ботинки. Распределяют их между собой в Ларинске».

К таким неутешительным выводам пришел проверяющий из Центральной Контрольной Комиссии ВКП(б).

После этого, последовали репрессии. Тогдашний начальник «Главзолото» товарищ Серебровский попытался оправдаться через Орджоникидзе, но это ему не помогло. Вскоре он был расстрелян. Как вспоминает Тарас Гаврильевич Десяткин, легендарный директор «Якутзолото»: «в те годы в «Алданзолото» развернулись массовые репрессии, так или иначе от них пострадали 2500 человек». А в конце 1930-х годов был репрессирован и сам Степан Васильев, подготовивший записку на имя Сталина.

«Алданский район планировали присоединить к «Дальстрою»

В ноябре 1931 года создается государственный трест по дорожному и промышленному строительству – «Дальстрой». Задача – промышленное освоение северо-восточной части СССР: добыча полезных ископаемых, в том числе, редкоземельных, строительство дорог (печально известная Колымская трасса), горнодобывающих комбинатов.

Территория – огромная, дорожная сеть практически отсутствует, горы, тундра, малочисленность населения, отсутствие населенных пунктов. Все это сказалось на сложности освоения, большой смертности среди заключенных.

«Именно по инициативе Сталина при участии его окружения был создан «Дальстрой». Сталин выбрал самый форсированный и трудозатратный способ наращивания золотовалютного резерва страны, основанный на разработке природных ресурсов в экстремальных природно-климатических условиях силами, прежде всего, «спецконтингента», а именно заключенных», – отмечает историк.

Соответственно, контроль за деятельностью треста «Дальстроя» и прикрепленных к нему лагерей и заключенных возлагался на НКВД. С началом массовых репрессий, НКВД беспрерывно поставляло рабочую силу в виде заключенных ГУЛАГа.

«Насчет их участия в добыче золота на Алдане – этот вопрос остается открытым. Хотя территория «Дальстроя» к 1950-м годам охватывала 3 с лишним миллиона квадратных километров, но фактически Алданский район не входил в систему «Дальстроя» и его лагерей. К «Дальстрою», в основном, относилась северо-восточная часть ЯАССР, это территории Таттинского, Момского, Усть-Янского, Абыйского, Томпонского, Оймяконского, Нижнеколымского, Среднеколымского, Верхнеколымского, Аллаиховского, Саккырырского, Верхоянского. Тем не менее, к «Дальстрою» отнесли частично приленские и приалданские административные районы».

По сведениям кандидата исторических наук Егора Антонова, в Государственном архиве Магаданской области сохранилась карта треста «Дальстроя» с охватом всей территории Алдана.

Заключенные ГУЛАГа в Алданском районе все же были, но не в таком количестве как на Колыме, в Севвостоклаге. Так, на территории Учурского района (административный район в период с 1928 по 1959 гг.) в составе «Алданлага» они добывали золото, слюду, работали на лесозаготовке.

По состоянию на 1948 год в лагерях на территории района содержались почти 3600 заключенных, осужденных по разным статьям УК СССР. В конце 1940-х годов заключенных привлекали к поискам урана и других редкоземельных металлов в рамках атомного проекта СССР, который курировал лично нарком НКВД Берия.  В Тимптонском районе (сейчас южная часть Нерюгринского района) заключенные строили Амуро-Якутскую автодорогу. Но вот осужденных по 58-й статье за контрреволюционную деятельность, как ни странно, было мало – к 1952 году таких в «Алданлаге» было 329. Как известно, большинство «политических» ссылали на Колыму.

Егор Антонов, как и его коллеги из Якутии, в свое время работал в архиве Магаданской области. В 1930-е годы Магадан был административным центром «Дальстроя», там собраны и сохранились отчеты, переписка, приказы, карты и другие документы.

«Магаданские историки в своих исследованиях не ограничиваются только Магаданской областью, но и охватывают значительную территорию Якутской АССР», – констатируют якутские исследователи.

В Якутии есть музеи в Хандыге и в Теплом Ключе, посвященные «Дальстрою» и заключенным ГУЛАГа, труд которых использовался на строительстве Колымской трассы – «Дороги на костях». В Алдане тоже есть музеи, но, в основном, они посвящены трудовой истории «Алданзолота», строительству железной дороги, передовикам производства в советские годы.

Между тем, историки и исследователи констатируют: архивные документы, свидетельствующие о планах включения Алдана в систему «Дальстроя», до сих пор не обнаружены.

Для справки:

С.В. Васильев – советский партийный работник. По предложению М.Аммосова принимал участие в организации золотодобывающей промышленности, треста «Якутзолото».

По рекомендации Серго Орджоникидзе, работал членом коллегии Центральной Контрольной Комиссии ВКП (б).      

Репрессирован в 1939 г. Погиб в лагере политзаключенных Коми АССР в 1943 г.

Реабилитирован посмертно в 1956 г.

Фото: Якутский краеведческий музей

Источник: arcticpost.ru